Деятельность

Деятельность Пономаренко В.С. как ректора
Харьковского национального экономического университета

Работая на должности ректора Харьковского национального экономического университета, Пономаренко В.С. произвел и возглавил осуществление на практике глубокой концепции преобразований, охвативших все стороны жизни вуза. Основанные на стратегическом видении тенденций отечественного и мирового общественно-экономического развития изменения подчинялись единому замыслу и сами по себе являются примером реализации на практике развитой Пономаренко В.С. теории ситуационно-ресурсного подхода в научном управлении.

Деятельность В. С. Пономаренко как ректора Харьковского национального экономического университета имеет свое отражение в ряде работ. В частности, это те работы, которые посвящены концептуальным основам реформирования высшего образования Украины, а также отдельные издания, где содержится обзор осуществляемых в течение 2000 - 2013 гг. преобразований. В ежегодных Докладах ректора ХНЭУ об итогах работы и Итогах работы трудового коллектива и задачах на следующий учебный год можно наблюдать динамику принятия управленческих решений и находить данные по поступательного развития университета.

Уже в 2000 г. было сформировано основная задача преобразований, которое стало указателем на последующие десятилетия. Эта задача подготовки экономической элиты украинского государства в соответствии с требованиями экономики знаний и интеграции университета в европейское и мировое образовательное пространство.

Условно можно выделить три этапа в осуществлении выдвинутых стратегических задач и предоставить их краткую характеристику.

Первый этап - 2000 - 2003 гг. Уже первые годы пребывания Пономаренко В.С. в должности ректора ХНЭУ ознаменовались значительным комплексом преобразований, системными сдвигами и переходом университета на новые принципы деятельности. Начинается интенсивное увеличение масштабов деятельности университета - быстро растет общий контингент студентов и численность профессорско-преподавательского состава (рис. 2).

 

 Рис. 2. Численность и состав контингента студентов ХНЭУ, 2001 - 2012 гг.

Студентам и преподавателям обеспечено качественно лучшие условия труда и обучения. Так, только за один 2000 университетом издано 309 названий научной и учебно-методической литературы, в 2,7 раза больше, чем за предыдущие 20 лет, ведь в 1980 - 1999 гг было лишь 115 названий, не было ни одной монографии; в 2006 г. это число достигает 630 названий, в том числе 47 монографий. В 2002 - 2006 гг в 9 раз возрастает количество посадочных мест в библиотеке университета. Она получает современное оборудование и превращается в современный научно-библиотечный комплекс. В 9 раз растет и парк персональных компьютеров, используемых в учебном процессе и работе подразделений университета.

Кардинальные шаги предпринимаются по улучшению материально-технического обеспечения работы, которое в 1990-е гг находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Университет обеспечивается новой компьютерной и офисной техникой, создается мощная издательская база и начинается капитальное строительство.

Университет переходит к новой концепции воспитательной работы, направленной на стимулирование творческой и общественной инициативы студентов, на выявление и поддержку их лидерских качеств. ХДЕУ становится лидером студенческого самоуправления г. Харькова. Проводятся первые молодежные мероприятия, которые впоследствии стали традиционными, а именно фестивале "Студенческая весна", "Дебют" и др.., Создается сеть самодеятельных студенческих коллективов.

С целью отбора лучших абитуриентов и расширения поступления в университет талантливой молодежи начинается ежегодная олимпиада "Экономист-2000". Углубляется сотрудничество с учреждениями Малой академии наук Украины.

Университет осуществляет активный поиск и налаживание международных контактов. Развивается участие в традиционных программах сотрудничества, таких, как: TACIS, USAID, IREX и DAAD. На базе ХДЕУ проводятся представительные международные форумы делового сотрудничества.

Меняется идеология деятельности преподавателя. Усилия ректората направляются на содействие всесторонней интеграции учебно-воспитательного процесса, научной и научно-производственной деятельности, на создание в университете атмосферы творчества и усиление научно-исследовательской работы. В рабочем времени преподавателя кардинально увеличивается удельный вес так называемой второй половины рабочего дня, то есть научно-исследовательской работы. Аудиторная нагрузка преподавателя сокращается на 30% при одновременном росте оплаты труда. Преподаватель материально и морально поощряется к успехам в научной и учебной деятельности (рис. 3).

Рис. 3. Изменения в условиях деятельности преподавателей, 2001 - 2012 гг.

Соответственно изменения претерпевает организация научно-исследовательской работы (НИР) в университете. Создается инфраструктура научно-исследовательской деятельности и начинают действовать научно-исследовательские лаборатории. Комплекс мероприятий обеспечивает благоприятные условия для коммуникации в академической среде через проведение научных конференций, семинаров и публикацию результатов исследований (рис. 4). Ученые ХДЕУ участвуют в проектах по созданию стратегии социально-экономического развития Харьковской области на период до 2011 г.

Рис. 4. Финансирование НИР и некоторые показатели участия в НИР преподавателей и студентов ХНЭУ, 2001 - 2012 г.

Значительное внимание было уделено изменениям в имиджа университета и его корпоративной культуре, в частности, был основан Золотой знак ХДЕУ, начаты исследования по истории университета и выдающихся его выпускников.

Второй этап - 2004 - 2009 годах на втором этапе наблюдается положительный перелом и осуществляются преобразования организации учебного процесса.

Введение в действие нового научно-библиотечного корпуса и ряда новых общежитий кардинально меняет положение материально-технической базы университета.

Университет получает международное признание своих достижений. ХДЕУ приглашается к подписанию Magna Charta Universitatum (2004 г.), налаживает устойчивые связи с украинскими представительствами Всемирного банка и Европейского Союза, заключает соглашения о сотрудничестве с университетами мира - по состоянию на 2012 г. количество таких сделок превысила 50. В 2005 - 2006 гг первая студеные ХНЭУ начинает обучение по совместной с Университетом Лион-2 им. Люмьер магистерской программе двойного франко украинского диплома. В последующие годы количество и география таких программ расширяется.

21 августа 2004 Указом Президента Украины университету предоставляется статус национального.

Внимание ректора Пономаренко В.С. переносится на изменения в самом учебном процессе ХНЭУ. Созданной комиссией, которая работала под руководством проректора профессора Афанасьева М.В., был проведен анализ организации учебного процесса и его методического обеспечения. Университет активно включается в экспериментов по внедрению совместных стандартов обучения с Болонскими. Свою личную позицию и позицию руководства университета по участию в Болонском процессе В.С. Пономаренко выразил так: "... реализация (идей, заложенных в Болонском процессе) должно обязательно носить черты, присущие конкретной стране и конкретном университета. Мы никогда не пол 'связывали потребность модернизации собственного образования исключительно с развитием общеевропейского образовательного пространства, с Болонской декларацией. Ректорат ХНЭУ рассматривал и рассматривает Болонские инициативы только как локальный этап в комплексе глобальных задач развития университета, вытекающие из его миссии и цели деятельности ".

Происходят изменения в идеологии учебного процесса, а именно: в учебные планы вводится вариативная часть, то есть учебные дисциплины по выбору студента, изменяется система оценивания и порядок академической аттестации - ликвидируется разрыв между содержанием обучения и аттестационными и экзаменационными материалами, используется компетентностный подход в обучении, преподаватель лишается роли "ретранслятора или громкоговорителя", механически озвучивает перед студентами текст учебника. Поощряется создание межкафедральных, авторских программ и учебных курсов.

Значительное внимание уделяется привлечению студентов к студенческой учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. Для этого используется широкий круг средств: пересматриваются требования к курсовых и дипломных работ, вводится исследовательская компонента в учебные планы и увеличивается внимание к изданию студенческих научных работ. Вместо форм научно-исследовательской работы студентов (НИРС), которые не являются эффективными в современных условиях, а это кружки и студенческие научные общества, стимулируется развитие таких форм студенческой научно-исследовательской активности, как участие в студенческих научных семинарах и конференциях, индивидуальная работа с преподавателями - научными руководителями. Поощряется, как в отношении самих участников, так и их научных руководителей, участие и победа студентов в региональных и всеукраинских научных олимпиадах и конкурсах. В течение периода 2004 - 2009 год количество студентов, которые принимали участие в конференциях, увеличивается в 3,31 раза, в конкурсах, соответственно, - в 6,9 раза, количество опубликованных научных докладов увеличивается в 16 раз.

В учебном процессе ХНЭУ происходят кардинальные и глубокие преобразования. Их общие очертания были изложены в "Программе ускоренного повышения качества подготовки специалистов", а промежуточные итоги были отражены в статье Пономаренко В.С. "Мониторинг восприятия студентами мероприятий по повышению качества подготовки специалистов".

Расширяется количество существующих в ХНЭУ направлений подготовки и специальностей - до 24 в 2007 году и 26 по состоянию на 2013 г. С 2004 г. университет осуществляет программу поддержки развития научных школ как точек роста. Создается стратегический альянс университета с Научно-исследовательским центром индустриальных проблем развития НАН Украины.

В 2008 г. издается "Кодекс профессиональной этики и организационной культуры работников студентов ХНЭУ" и вводится в действие система рейтинговой оценки работы профессоров и преподавателей.

Третий этап начался с 2010 г. На этом этапе преобразований университетом был достигнут уровень, который создает предпосылки для реальной интеграции ХНЭУ в мировое образовательное пространство.

Прежде всего, это требовало повышения квалификационного уровня преподавания. Распространение получили начаты еще в 2008 г. работы по внедрению программ подготовки студентов, преподаются на английском языке. Сегодня университет способствует развитию этого опыта и приобретению преподавателями и студентами соответствующей языковой подготовки по программам BEC (Business English Certificates). Наряду с языковой для преподавателей и студентов были обеспечены широкие возможности по повышению собственной квалификации по программам сертификации CIPA, 1С Microsoft Certificates, IBM Academy и др..

Целью университета стало включение журнал ХНЭУ "Экономика развития" к мировым библиографических и реферативных баз данных,
в том числе и к SCOPUS.

В 2009/2010 н. г. как программная задача ректором ХНЭУ было выдвинуто перестройку учебного процесса на основе использования современных ИТ-технологий, в том числе в контексте дистанционных технологий обучения. В.С. Пономаренко предостерегает от "тривиального наложения ИТ-технологий на традиционный подход к формированию специалиста с высшим образованием". Создание ИТ-инфраструктуры, а именно: сайта дистанционного обучения, объединенной локальной сети университета и общежитий, сети Wi-Fi доступа, доступных баз данных, сочетается с переходом к "учебных планов нового поколения". Увеличивается самостоятельность студента в учебном процессе и распространяется использование нетрадиционных форм обучения. Для организационного обеспечения внедрения инноваций осуществляется структурная реорганизация подразделений ХНЭУ. Университет распространяет на школы города систему дистанционного обучения, созданная на платформе Moodle.

В течение всех трех периодов внимание Пономаренко В. С., как ректора и как ученого, было приковано к проблеме отбора и привлечения в университет абитуриентов и к проблеме повышения качества подготовки дипломированных специалистов, то есть к задаче воспитания самостоятельной и компетентной личности. С этой целью по инициативе Пономаренко В.С. университетом осуществляются широкие исследовательские и опытно-практические программы. В частности, они включают систематическое статистическое исследование контингента абитуриентов и успеваемости студентов в учебном процессе, проект с анкетирования-опрос работодателей и лонгитюдное исследования профессиональной карьеры выпускников ХНЭУ. Их результаты нашли отражение в научных трудах Пономаренко В.С.
по вопросам развития образования и стали основой для разработки практических мероприятий по реформированию учебно-воспитательного процесса в университете. Отмечается на необходимости установления контактов университета, в том числе
в лице его преподавателей и ученых, с предприятиями, непосредственного учета потребностей развития экономики как в учебном процессе, так и в научно-исследовательской деятельности.

Университет готовится к очередным кардинальных сдвигов в материально-технического обеспечения собственной деятельности. На 2013 г. запланирован ввод
в действие нового 7-этажного учебного корпуса, открывает путь к реализации плана по общей реконструкции комплекса университетских зданий.

Реализация начатой в 2000 году стратегической программы принесла и приносит ощутимые результаты, благодаря которым Харьковский национальный экономический университет занимает ведущие позиции в Украине. Все рейтинговые исследования, которые проводились в Украине, объективно свидетельствуют, что ХНЭУ занял видное место среди лидеров отечественного образования. Планка достижений и новых задач коллектива ХНЭУ растет. Университет преобразован на трибуну и источник генерации прорывных идей современной экономической и управленческой мысли, на площадку выработки новой парадигмы подготовки экономических и управленческих кадров Украины XXI века.

Приведенные материалы позволяют отметить ту роль, которую сыграла в успехах ХНЭУ личность его ректора - Пономаренко Владимир Степанович, и свойственные ему черты деятельности как управленца, а именно: научный подход, широкое стратегическое видение и активное стремление к инновациям.